История Семёна

История Семёна

Рассказываем историю о том, как жесты помогли справиться с поведенческими трудностями и освоить звучащую речь.

Семья из Кирова, в которой растет мальчик с синдромом Дауна Семен, впервые обратилась в региональную общественную организацию «Дорогою добра», когда мальчику было полтора года. По словам мамы, Сема странно реагировал на людей: кричал и плакал. После первой онлайн консультации он выучил жест «еще», чтобы просить добавки еды. Постепенно Сема стал использовать всё больше жестов: «хлеб», «сок», «печенье».

Мама Семы вспоминает: «Мы начали вводить альтернативную коммуникацию в 1 год и 6 месяцев. Больше всего хотели понимать ребенка, дать ему инструмент, чтобы он мог сообщить о своих потребностях не криком и слезами, а доступным ему в тот момент социально приемлемым способом. О речи тогда не думала даже. Понимала, что с речью у наших деток всё сложно и что жесты будут с нами, вероятно, надолго. Я как-то сразу поверила специалистам, которые говорили, что постепенно жесты будут уходить, станут появляться слова. Не знаю почему, но я не показывала сыну жест «мама», хотя очень хотела, чтобы он говорил хотя бы это слово. Сказать «ма» мог, но когда обращался ко мне, говорил: «ммммм». Показала один раз жест, сказала по слогам «ма-ма». Жест усвоил сразу, а через некоторое время сказал с жестом «мама», потом стал с жестом произносить «хь» (хлеб) – это его любимый продукт. А потом и другие слова стали появляться. Тогда у меня в голове, как говорят, пазл сложился! Ребенок понял, как работает речь и зачем
она нужна, а еще понял, что жесты можно заменять словами. Слово сказать быстрее, чем сложить руки для жеста. Оставалось только помочь ему. И тут на помощь пришла логопедия. Все буквы (звуки) мы учили с жестом (с опорой быстрее запоминается звук), потом стали учить слоги, из
слогов складывать слова».


Через год мальчика начали регулярно приводить на занятия в детско-родительскую группу. Находясь в специально созданной среде, где и дети, и взрослые активно пользуются жестами, он стал тоже использовать их, чтобы общаться с педагогами. Когда Сема удостоверился, что его понимают, с ним стало значительно легче договариваться. Он мог объяснить, что с ним происходит, его поведение стало более приемлемым. Елена Владимировна Лянгузова, руководитель
РООРДИ «Дорогою добра», рассказывает: «Сейчас, в четыре года, Сема пользуется звучащей речью с жестовой поддержкой. Его фразы состоят из слов и жестов. Причем дома он почти не использует жесты, потому что близкие его и так понимают по отдельным словам и слогам. Но, когда Сема
сомневается, что его поняли, сразу же подключает жесты: говорит о своих желаниях, комментирует происходящее, обращается с просьбами, использует вежливые слова».

Давайте посмотрим, как развивалась коммуникация Семена от первого жеста до звучащей фразы.

Эту и другие истории о Макатоне и ребятах с синдромом Дауна можно прочитать в статье в журнале «Синдром Дауна XXI век».

Читать статью «Макатон — универсальный инструмент для развития общения»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *