Часто задаваемые вопросы

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

  • Почему нужно говорить, когда используешь жесты или символы? Говорить, когда используешь жесты или символы, очень важно. Макатон был разработан для того, чтобы поддерживать звучащую речь. Таким образом, мы подкрепляем жестами и символами значения слов в произнесённом нами предложении. Когда мы так делаем, мы создаём связь между звучащим словом и жестом или символом. Пользователи Макатона, которые изначально опирались на жесты и символы, со временем это перерастают. С развитием речи жесты и символы естественным образом уходят, потому что человек в них больше не нуждается. Исследования также подтверждают, что использование жестов и символов оказывают благотворное влияние на развитие речи.
  • Нужно ли мне использовать символы? Это зависит от того, что необходимо для коммуникации человеку, с которым вы работаете. Символы хорошо подходят детям и взрослым с серьёзными нарушениями речи и тем, кто не может или предпочитает не использовать жесты. Многие люди думают, что Макатон — это только система жестов, но он гораздо шире. Когда мы говорим, слово звучит и сразу исчезает. То же самое происходит с жестами. Символы же, напротив, остаются доступны пользователю в течение любого времени. Символы актуальны для людей, которым нужна дополнительная опора для припоминания и понимания  того, что было сказано. Символы Макатона были разработаны таким образом, чтобы они были похожи на то, что они обозначают. Так, они могут использоваться как напоминание или для поддержки понимания речи.
  • Не будет ли Макатон препятствовать развитию речи? Нет. Исследования показывают, что использование жестов и символов стимулирует речевое развитие. Когда мы используем жесты и символы одновременно со звучащей речью, мы тем самым создаём связь между словом и жестом или символом. Многие дети перестают использовать жесты и символы по мере развития речи.

ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛИСТОВ

  • Что мне даст обучение по программе? Например, с какими детьми я смогу работать дополнительно или в целом, какие задачи смогу решать, смогу ли получить новую работу, если да, то какую? 
    • Освоение Макатона даст полноценный рабочий инструмент для взаимодействия с людьми, имеющими трудности в использовании звучащей речи или коммуникации в целом. Логопеды получат инструмент для развития понимания, расширения словаря словаря и запуска речи. 
    • Родителям Макатон даст способ общения с ребёнком, поможет лучше его понимать.
    • Для специалиста освоение Макатона может стать началом специализации в АДК, поможет в составлении программы по АДК для ребёнка/взрослого, с которым он работает
    • Педагогам Макатон может помочь поможет в решении поведенческих проблем у детей или взрослых, с которыми они работают
    • Волонтёрам Макатон даст понимание того, как можно общаться с неговорящим или испытывающим трудности с речью человеком

    АДК активно входит в повседневную жизнь и педагогическую практику, владение и понимание эффективного использования ее инструментов становится всё более востребованным, владение Макатоном — несомненный плюс к резюме специалиста и дополнительная профессиональная компетенция.

    Макатон расширяет поле профессиональной деятельности специалиста, который может консультировать по АДК в своей организации, создавать вокруг себя команду, брать на занятия детей, с которыми раньше трудно было взаимодействовать.                                                                                                                                                                                                                                                                            

  • Я уже использую АДК, подойдет ли мне программа «Макатон», какой уровень? Как понять, что мне это нужно, если я и так много где учился и имею большой опыт. Конечно, подойдёт! Макатон дополнит ваш арсенал жестами для основных понятий и даст возможность пользоваться хорошо продуманной символьной системой. Возможно, в своей практике вы столкнулись с тем, что ребенок сам придумывает жесты и пользуется ими для коммуникации. Вы сможете расширить словарь ребёнка, научив его жестам Макатона, а также помочь его близким наладить общение с ним. Только обучение на тренингах  по языковой программе “Макатон” даёт вам возможность освоить систему жестов. Это не искусственно изобретенная для педагогических целей система, а  часть живого естественного жестового языка — РЖЯ. При этом надо понимать, что РЖЯ — язык для неслышащих людей и тех, кто с ними общается, и имеет свои законы. В Макатоне жесты всегда используются совместно с речью, таким образом, ваша звучащая речь получит зрительное подкрепление в режиме реального времени. Некоторые жесты РЖЯ адаптированы, так как программа рассчитана на людей, имеющих трудности в различных сферах. Пройдя обучение, вы получите дополнительную базу графических символов, которые можно комбинировать с символами из других систем и фотографиями и рисовать самостоятельно, если это необходимо. Некоторым детям для коммуникации именно эти символы подходят лучше других. Ребенок, освоивший символы Макатона, понимает условность схематичных изображений. Это открывает широкие возможности для дальнейшего обучения, в том числе чтению и письму. Изучение программы “Макатон” начинается с тренинга базового уровня. Вы освоите около 250 жестов и символов, и научитесь их использовать для общения и обучения. Как опытный пользователь АДК, вы можете начать сразу с этого тренинга, так как семинар “Введение в программу” в основном рассчитан на тех, кто хочет познакомиться с Макатоном и делает первые шаги в использовании АДК. Тренинг “Макатон: продвинутый уровень” ориентирован на тех, что прошел базовый тренинг и активно использует Макатон в своей работе. 

ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ

  • Ребёнок не говорит, а специалисты считают, что он ещё не готов к занятиям по развитию речи (по разным причинам).

Развитие коммуникации происходит не только на специально организованных занятиях. Макатон легко встраивается в повседневную жизнь. Это дает вам возможность помочь ребенку лучше вас понимать и начать отвечать.

  • Ребёнок не говорит, а для общения пользуется жестами, которые придумал сам, мне хочется, чтобы его понимали не только в семье, а значит, нужна система. 

Жесты Макатона не специально придуманы, а взяты из естественно развивающегося в нашей культуре русского жестового языка и часто интуитивно понятны. Они используются совместно с речью, и частично адаптированы для пользователей с интеллектуальными и двигательными ограничениями. В основном словаре Макатона понятия организованы по стадиям, что помогает выбрать первые понятия для начала общения и постепенно увеличивать их количество. 

  • Я плохо понимаю своего ребенка, у него часто бывают истерики или он ведет себя агрессивно.

Во многих случаях поведенческие трудности у детей с нарушениями развития связаны с невозможностью выразить себя и сообщить о своих потребностях. Макатон —  это доступный инструмент для общения не только для вас, но и для особого человека. Макатон использует и речь, и жесты, и символы, что позволяет людям с разными возможностями выбрать удобный для себя способ ответа. 

  • Мы уже пробовали разные инструменты АДК, они не подошли.

В Макатоне используются речь, жесты и символы, что даёт человеку возможность общаться доступным ему способом. Эта языковая программа легко встраивается в любые методики, которые вы используете для обучения и развития своего ребёнка. На тренингах вы не только освоите набор жестов и символов, но и получите возможность понять, как эффективно применять их в общении с ребёнком.

  • У ребёнка ТМНР, меня пугают тем, что речи у него не будет, но я вижу, что он хочет общаться.

Любому человеку независимо от того, может он говорить или нет, нужно общение. Макатон даёт возможность выразить себя другими способами. Кроме того, использование жестов и символов может стать ступенькой к освоению звучащей речи.

  • Ребёнок понимает и хочет сообщить больше, чем может выразить словами, ему нужен подходящий способ это сделать.

Жесты — естественный этап развития речи, их использование способствует развитию как пассивного, так и активного словаря. Макатон применяется для описания широкого круга понятий: от базовых повседневных нужд и предметов до более абстрактных категорий таких как время или эмоциональное состояние.