Жесты являются естественным этапом развития ребёнка, все дети используют их для общения до того, как начинают говорить.
Специалисты, которые работают с людьми, имеющими нарушения речи, давно и активно пользуются в своей работе жестами или их комбинациями. При этом, как показывает опыт, гораздо эффективнее единая система и целостный подход в использовании жестов в общении и обучении. Особенно это важно для людей с трудностями коммуникации.
Многочисленные исследования подтверждают, что жесты мотивируют к общению, помогают сделать речь более понятной и способствуют развитию собственной коммуникации.
В каждой стране в языковой программе «Макатон» используются жесты национального жестового языке, в России — частично адаптированные жесты русского жестового языка (РЖЯ). РЖЯ — самостоятельный язык с уникальной грамматикой и синтаксисом, особым порядком слов в предложениях. В Макатоне жесты всегда используются совместно с речью, с сохранением обычного порядка слов в предложениях.
Работа по подбору и частичной адаптации жестов РЖЯ для людей с трудностями коммуникации велась при поддержке экспертов Центра образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой (Анна Комарова и Татьяна Давиденко). Команда Макатона продолжает тесно сотрудничать и консультироваться с коллегами Центра.
Посмотреть вебинар Анны Комаровой «Жестовый язык и возможности его использования в обучении и воспитании» можно здесь